Давайте попробуем рассуждать от противного. Допустим, кто-то пригласил вас отметить его день рождения необычным способом: в Третьяковской галерее. Скорее всего, вы согласитесь из любопытства. Но если итогом этого нонконформистского похода не станет хотя бы совместное чаепитие, вы испытаете некоторое разочарование. Совместная трапеза — это высшая форма проявления доверия и уважения между людьми, а также главная составляющая светских и религиозных обрядов. Неслучайно первые христиане использовали для названия вечерних собраний, где они молились и вкушали пищу, греческое слово «агапе» (ἀγάπη), означающее высшую форму проявления любви. Однако сакральное значение трапеза приобрела намного раньше, по сути — одновременно с появлением самого человека.
«Ты меня уважаешь?» Да, мы едим, чтобы жить. Но ни в одной культуре пища не воспринималась исключительно как биотопливо для наших организмов. Еда добывается из окружающей среды и является результатом чудесного процесса творения. Принимая пищу, мы причащаемся таинственным силам, которые отвечают за этот процесс. А принимая пищу в коллективе, мы еще и устанавливаем мистическую связь друг с другом. Проще говоря, пища сближает. Отказ же от приглашения посидеть за одним столом является, по сути, вызовом. Так что не стоит удивляться тому, что особо чувствительные личности, могут воспринять как оскорбление: «Ты что, меня не уважаешь?» Управляет ритуальной стороной трапезы миф. Однако речь не о литературной легенде, записанной во времена, когда изначальный смысл предания уже скрыт от непосвященных. Нет, миф в данном контексте — это базовое представление человека об устройстве мира, объясняющее причины появления жизни, сглаживающее противоречия бытия и указывающее на наше место в космосе. Миф обладает уникальным свойством — он универсален для всех народов, благодаря чему мы можем реконструировать европейские ритуалы, изучая обычаи, например, австралийских аборигенов. Всемирная история знает всего две мифотворческие формации: охотничью и земледельческую, частным случаем которой является скотоводческая культура. Исполнение желаний. Денежная магия(дорого!)
Меню троглодитов Вопреки распространенным заблуждениям, древние охотники не были такими уж дикарями. Мирча Элиаде, один из первых исследователей древних культов, предположил, что в центре их представлений о мироустройстве находилось высшее существо, которое условно названо Владыкой зверей. Владыка отвечал за баланс сил в природе и обладал способностью наращивать плоть и кожу на кости убитых животных. Однако для этого нужно было сохранить их в неприкосновенности, особенно череп. Для облегчения этой нелегкой задачи, скелеты животных нередко оставлялись на ветвях деревьев, вершинах холмов, а то и в специальных скальных хранилищах. Каждая трапеза представителей охотничьих культур, по сути, являлась религиозным актом. Животное выслеживалось, убивалось, свежевалось и употреблялось в пищу в соответствии с определенными правилами, которые складывались в постоянный диалог с Верховным существом. Загодя инсценировали процесс охоты — чтобы показать, что нуждаются в пище, но не собираются брать у природы лишнего. Тщательно сохраняли кости, в которых, по древним представлениям и обитала душа, а головной и костный мозг приносили в дар божеству. Добыча пищи впрок, как, впрочем, и ненужное убийство считались недопустимыми, так как «душа» зверя могла отомстить охотнику. Исполнение желаний. Денежная магия(дорого!)
С развитием тотемизма Владыка зверей стал ассоциироваться с каким-то конкретным зверем, чаще всего медведем. Главным способом общения с тотемом стало поедание его телесного воплощения, причем в этом случае необходимости в сохранении костей уже не было; божеством надо было причащаться полностью. Черепа, эти аватары Владыки, сохранялись и складировались в пещерах, которые постепенно превращались в культовые места. Первое такое скопление костей обнаружил Эмиль Бэхлер в пещере Драхенлох (Швейцария) в начале 1920-х; они были разложены вдоль стены пещеры, в природных нишах. Аналогичные святилища позже были обнаружены в Драхенхёле (Штирия), Петерсхёле (Франкония) и Зальцофенхёле (Австрийские Альпы). Этот обычай считался не враждебным, а угодным Владыке. При этом убийство животного обставлялось так, будто оно само желает быть съеденным и совершает акт самопожертвования. Забегая вперед, нужно сказать, что этот мотив сохранился и получил развитие в более поздних религиях, где существует понятие жертвы. Нивхи, народ, проживающий в устье Амура и на Сахалине и до сих пор празднующий медвежий праздник, убеждены, что медведь сам подставляет нужное место для смертельного удара. Иногда обряд религиозного убиения тотема имел целью освобождение его души для следования в лучший мир. Исполнение желаний. Денежная магия(дорого!)
Жизнь среди растений Примерно 10 000 лет назад произошла так называемая «неолитическая революция», вызванная переходом к новой форме ведения хозяйства, основанного на земледелии и скотоводстве. Это был не просто новый способ добывания пищи, но и радикальное изменение всей культуры. Бродячие общины охотников осели и стали строить поселения, появились первые представления о пространственном устройстве вселенной, возникло представление о времени, основанное на земледельческих циклах. Разумеется, изменилась и религиозная доктрина. Охотники считали, что животное «дано», и этот дар надо принимать с надлежащей скромностью, иначе божество сменит милость на гнев. Земледельцы начали производить насильственное изменение окружающей среды, создавать новые ландшафты, вторгаться в природу. Однако механизм воспроизводства растений был им непонятен. Долгое время они были убеждены, что пищевое растение появляется в результате драматического события — убийства бога. Исполнение желаний. Денежная магия(дорого!)
Хрестоматийная история, иллюстрирующая это утверждение, отсылает нас на Серам, остров в Новой Гвинее. Согласно преданию, дочь охотника Аметы, которую звали Хаинувеле, обладала способностью создавать драгоценности. Завистливые односельчане решили убить Хаинувеле. Во время праздника они посадили девушку в центр хоровода, чтобы она одаривала танцующих. Праздник длился девять ночей. В последнюю ночь люди столкнули Хаинувеле в яму и затоптали ее. Наутро Амета нашел тело Хаинувеле и разрубил его пополам. Одну половину захоронил, а вторую рассек на мелкие куски и закопал их в разных местах. Из этих кусков вскоре выросли разнообразные корнеплоды и клубнеплоды, которые с тех пор люди употребляют в пищу. В наказание за убийство Хаинувеле богиня Мулуа Сатене сделала людей смертными. В этой немного абсурдной и мрачноватой в глазах современного человека истории нет никакой этической составляющей. Точно так же нет ее и в других земледельческих мифах, например, про египетского Озириса и греческого Адониса. Во всех этих случаях мотив убийства служит для объяснения причины появления новой жизни. Зерно (клубень, семечко) должно умереть и быть захороненным, чтобы затем прорасти. Питаться растениями, выросшими из тел богов — значит вкушать божественную субстанцию. Затем, когда люди осознали существование гендерных различий, сформировалось представление о том, что все живое возникает в результате сакрального брака между богом неба и матерью-землей (иерогамия). В результате начали формироваться сложные религиозные системы, в которых новые редакции мифа накладывались на старые. А поскольку смысл земледельческих культов заключался в том, чтобы регулярно вспоминать и воспроизводить (инсценировать) первичный акт творения, в жизни человека появилось множество ритуалов, связанных с календарным циклом и сохранившихся до наших дней. Исполнение желаний. Денежная магия(дорого!)
Хлеб да каша В основе славянской традиции находится возделывание злаковых культур, поэтому неудивительно, что большинство блюд за нашим столом приготовлены из зерен. Среди них главное место занимают хлеб и каша, а точнее каравай и кутья. У каждого есть своя интересная символика, а также множество родственников, отличающихся как способом приготовления, так и назначением. Кутья (коливо, канун) — каша, сваренная из зерен пшеницы, ячменя или даже гороха с различными добавками. В качестве добавок обычно используются мед и орехи, хотя встречается и такой наполнитель, как сало. Принципиальное отличие кутьи от других видов каш, например, мамалыги или поленты, заключается в том, что она приготовляется из цельных зерен. Это важно: только недробленое зерно способно умирать и давать новую жизнь. А значит, кутья наделена сакральной способностью соединять миры — живых и мертвых. Неслучайно кутью подавали на поминках. Духи предков обладают особой властью над будущим, поскольку обитают в пространстве, где нет времени. Обращение к ним за помощью приносит благополучие, удачу, достаток, здоровье, урожай, приплод скота. Однако такое общение невозможно без магического ключа, приоткрывающего (но не открывающего настежь) дверь в царство мертвых. Кутья присутствовала и в других ритуалах, например, перехода и мантики (гадания). К первым можно причислить, например, Новый год, когда мир обновляется или перехода девушки из подросткового состояния в половозрелое. На Семик (праздник начала лета) девушки-погодки уходили в рощу, брали с собой кутью и вареные яйца, чтобы отметить вступление в новый социальный статус. Кутья и яйца должны были наделить участниц жизненной силой и женской плодовитостью, которые будут востребованы в будущем. Как следствие, такая трапеза воспринималась не столько как банкет по случаю совершеннолетия, сколько как магический метод приближения свадьбы. Исполнение желаний. Денежная магия(дорого!)
Ну а когда брак становился реальностью, обязательно готовился каравай — обычно дрожжевой хлеб, обязательно круглый, поскольку в нем заложена солярная символика. Слово «каравай» производится от слова «корова», к которому добавлен мужской суффикс «-ай». Такая вот лингвокультурологическая загадка: корова мужского пола, но не бык. В брачных песнях каравай уподоблялся как невесте, так и жениху, а тесто месили замужние женщины, имеющие детей, обычно нечетное число. Считалось правильным во время замеса теста призывать небесные силы: «Сам Бог караваю меся, пречитая свеца, ангелы воду носяць…» Отправлял каравай в печь женатый мужчина. Двуполость каравая нарушалась во время брачной церемонии, когда жених и невеста разламывали хлеб, что символизировало получение новобрачными новой доли. В этот момент гости дарили молодым деньги и подарки. Несостоявшуюся или отмененную свадьбу комментировали следующими словами: «Тили-тили тесто, жених и невеста, тесто засохло, невеста подохла». Исполнение желаний. Денежная магия(дорого!)
У западных славян свадебную функцию выполнял калач — хлеб с круглой дыркой посередине. На севере готовили банники, рыбники, курники, кулебяки и кроёные. Для послесвадебных обрядов использовали пироги и блины. При этом у блинов, как и у кутьи, главная функция — обеспечение перехода. Блинами «кормят» покойников, нищих, убогих, колядующих. В Ярославской области блины складывали в стопку, вырезали сверху отверстие и кормили невесту — так она умирала для своего рода, чтобы возродиться в семье жениха. По тому, как жених на второй день ел блины, судили о честности невесты, в том числе, сохраняла ли она до свадьбы девственность. Масленичное «употребление» блинов связано с той же ритуальной функцией перехода из одного мира в другой через символическое умирание. И если блинам ближе символика умирания, то пирогам, то есть хлебу с начинкой, свойственна символика возрождения. Пироги, пирожки и все их родственники подавались на всех обрядах и предназначались, в отличие от блинов, живым. Трапеза является обязательным атрибутом любого переходного момента в жизни человека и общества: рождения, брака, смерти, завершения календарного (или иного) цикла. Узкий временной промежуток между двумя упорядоченными состояниями — это погружение в хаос, нарушение космического порядка, соприкосновение с хтоническими силами. И в этот момент допускается и даже поощряется некоторая невоздержанность, которая объясняется уничтожением старого порядка. Но затем посредством правильного ритуала космос восстанавливается и приобретает свою божественную природу.
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookies.