Как говорит великий немецкий мистик Майстер Экхарт, "то, что называют богом, не бог; то, что не называют богом, более бог, чем то, что им называют"
Ветхий завет и особенно пророки столь же озабочены отрицанием — борьбой с идолопоклонством, как и утверждением — признанием бога. Но озабочены ли проблемой идолопоклонства мы? Мы проявляем к ней интерес, когда находим, что какие-то "первобытные люди" поклоняются идолам из дерева и камня, и делаем при этом вид, что мы выше такого поклонения, что мы решили проблему идолопоклонства, поскольку не поклоняемся более ни одному из этих традиционных символов. Мы забываем, что сущность идолопоклонства не в поклонении тому или иному конкретному идолу, но в особом человеческом отношении. Это отношение можно описать как обожествление вещей, частностей и повиновение им. Существует и прямо противоположное человеческое отношение, в нем жизнь человека посвящена осуществлению высших принципов жизни принципов любви и разума, решению задачи становления того, что человек есть потенциально, — существа, созданного по подобию божию. Идолами бывают не только изображения в камне и дереве. Идолами могут стать слова, машины, вожди, государство, власть и политические группы. Наука и мнение ближних тоже могут быть идолами; для многих идолом стал сам бог. Не пришло ли время прекратить споры о боге и вместо этого объединиться в деле разоблачения современных форм идолопоклонства? Сегодня это — не Баал и Астарта, это — обожествление государства и власти в странах с авторитарным режимом; и обожествление машины и успеха в нашей собственной культуре, угрожающее наиболее ценным духовным обретениям человека. Религиозные мы люди или нет, верим мы в необходимость новой религии или же в религию без религии либо в продолжение иудеохристианской традиции, — в той мере, в какой мы заботимся о сущности, а не о внешнем, о переживании, а не о слове, о человеке, а не о церкви, — мы можем объединиться в твердом отрицании идолопоклонства и найти, возможно, в этом отрицании больше общей веры, чем в любых утвердительных суждениях о боге. И, конечно, так мы обретем больше смирения и братской любви.
Э. Фромм Психоанализ и религия Коррекция Судьбы. Долговые обряды(дорого!).
Мой коммент. Идолопоклонством может быть и неумеренная, преувеличенная любовь к Богу. Не надо забывать, что мы кормим своими эмоциями и энергией тот Эгрегор, в который верим. Когда я только начинала работать со Славянскими Богами, это было очень заметно: после славлений или подношений быстрая и кратковременная утечка энергии. И потом значительный приход этой энергии, как отклик Божества. Люди не замечают, насколько они манипулируют Именем Божьим, в решении своих каждодневных чаяний и проблем. В таких случаях мне хочется просто донести до них, ребята, вы на самом деле думаете, что Бог будет лично участвовать во всем, что кажется вам сегодня актуальным? В мышиной возне в карьерных вопросах, в разборках со снохой или зятем, в попытке получить то, что вам не причиталось никогда... В том, чтобы поставить на своем в низких, шкурных вопросах. Каждый день люди обращаются к Богу, и при этом нарушают Заповеди Его. Или идолопоклонство, или подмена понятий, и попытка взять власть в свои руки, то есть сугубо жизненные, приземленные цели, и все это Именем Его?! Опомнитесь, расплата будет по равновесию, она будет молниеносной и страшной, для всех, кто превысил полномочия, прикрываясь красивыми словами о "Божьей Воле и Божьей милости", а на деле вершил свои грязные делишки, на деле до дрожи боясь умереть, чтобы предстать на Суде Господнем и отвечать перед Ним за деяния свои грешные. Коррекция Судьбы. Долговые обряды(дорого!).