Семейная системная расстановка — это краткосрочный метод психотерапевтической работы с запросом клиента через исследование и трансформацию динамик, лежащих в области семейного бессознательного, или родового поля.
Непростое определение. Давайте разбирать по кусочкам.
Психологическая и психотерапевтическая работа — это целая огромная сфера с многообразием различных подходов, сравнимая, например, с образованием или медициной. Допустим, я могу учиться чему-либо самостоятельно (специально или неосознанно совсем), с помощью репетитора, на каких-нибудь общих курсах в группе или вообще саботировать учебу — это некая общая «палитра». А также могу использовать в обучении разные методы: только наблюдаю за жизнью и делаю выводы, читаю книги, обращаюсь к учителю, экспериментирую и так далее. То же самое и с лечением. И с психологической работой (как синтезом учения и лечения) то же самое.
Так что первое, что следует сказать, что расстановка предполагает психологическую помощь со стороны. То есть ты занимаешься не самолечением, а входишь в свой внутренний процесс вместе с помощником.
Что означает слово «метод»? Сама по себе сфера психологической помощи необъятна и простирается от эзотерики до медикаментозной терапии, касаясь краями и того, что связано с духовностью, а иногда и религией, и того, под чем можно понимать некую школу жизни. Эту территорию мы можем описать, например, как пространство интернета: там много всего по разным вопросам. Но для того, чтобы попасть в интернет, мы используем браузер. Вот метод — это своего рода «браузер», с помощью которого ты выбираешь «посёрфить» внутреннее пространство на предмет ответов на насущные вопросы.
Методы могут быть как довольно старыми, привязанными к проработанным психологическим теориям, научному знанию, так и относительно новыми, несколько эклектичными и даже выходящими за грань того, что возможно описать с помощью современной науки. И здесь суть не в том, как именно, а в том, откликается ли мне и помогает ли? доверяю ли? чувствую ли я себя в безопасности, когда подхожу к работе со своей психикой в таком ракурсе?
Что такое «краткосрочный»? Классическая психотерапия предполагает регулярные встречи психолога и клиента на протяжении довольно длительного времени при работе с одним запросом. Например, когда я проходила обучение применению арт-техник в клинической психотерапии, нам предлагали такую схему: несколько встреч человек с помощью психолога знакомится с техниками, они налаживают контакт, конкретизируют запрос, затем идёт основной этап терапии — собственно работа с запросом, а затем завершающий, на котором клиент закрепляет новые навыки реагирования и пробует применять их в жизни. Всё это занимает разное количество времени — зависит от человека, однако не менее 10-15 встреч. Чистки. Защиты. Лечение зависимостей. моя почта:
Краткосрочные методы предполагают, что человек над одним запросом работает одну встречу. И мы проходим на такую глубину в актуальной теме, которую на данный момент готова охватить и переварить психика человека. Конечно, он потом может прийти снова, но только если и когда захочет, когда почувствует, что предыдущие выводы интегрированы и есть необходимость прояснить для себя что-то еще.
Краткосрочная терапия предполагает больше ответственности со стороны клиента. Психолог не сопровождает его длительное время, а только в процессе исследования внутренних процессов. Классическую терапию проще описать формулой «доктор-пациент», краткосрочная предполагает равнозначное партнерство.
Разным людям и в разные периоды времени подходит своё.
Что такое «семейная системная терапия»? Это срез, при котором человек рассматривается не как нечто отдельно стоящее, а в его сознательных и бессознательных взаимосвязях с его родом. То есть некий беспокоящий симптом может не только иметь «второе дно» в пределах жизни конкретного человека, но и нести огромное значение для всей семейной системы. А в неё включены не только живущие, но и умершие родственники со всем их влиянием на судьбу семьи в целом и образ жизни и мыслей каждого члена семьи конкретно.
Семейная системная терапия — уже далеко не новое и довольно проработанное направление как в теоретической, так и в практической психологии. Внутри него существует много научных теорий и методов помощи. Например, Вирджиния Сатир использовала на практике «семейную скульптуру». Широко известен также метод психодрамы. Составление генограммы — это также отдельный метод работы с семейной системой с уже доказанной эффективностью. Все эти методы активно развивались уже в середине ХХ века. А первые ростки пробиваются даже не из трудов Фрейда и Юнга, как можно предположить, а несколько раньше — например, нечто схожее есть в работах Гальтона второй половины XIX века, где он исследует взаимосвязь истории семей с характерами отдельных потомков через анализ генеалогического древа.
Семейные системные расстановки своим появлением обязаны работе Берта Хеллингера. Помимо того, что в психотерапевтической среде к 1980-м годам вырос системный подход с семье, сам Хеллингер, изучая философию, богословие, педагогику, используя в работе психоанализ и транзактный анализ, синтезировал свой бэкграунд в нечто новое.
Так, генограмма представляла собой некую схему семьи на бумаге, а семейная скульптура — некий образ семьи, составленный одним человеком из других людей. Хеллингер всё это объединил, стал анализировать чувства, которые появляются у участников группы в роли родственников клиента, разрешил им выражать их не только словами, но и движениями в пространстве. Так выяснилось, что глубинное движение внутри психики клиента, оказывается, может находить отражение в этом процессе. Иными словами, то, что Фрейд называл переносом, происходит не на фигуру терапевта, а распределяется между участниками группы. И в итоге мысли, которые никогда не были облечены в слова, чувства, которым не давали ход в реальности в прошлом, открываются перед взором клиента и расстановщика и помещаются на более гармоничные места внутри.
Через фигуры заместителей в пространстве зала становится возможным соприкоснуться почти предметно с абстрактными понятиями эмоциональных связей: далеко-близко, тепло-холодно, вижу-не вижу.
Слово «расстановка» означает буквально, что мы расставляем нечто уже существующее во внутреннем пространстве в другом порядке, в том, который будет более гармоничным.
Тем людям, которые привезли расстановки в Россию, удалось подобрать очень соответствующее слово. Привычное русскому уху «поставь себя на место другого» — это о заместительстве, практическом использовании в терапии свойственной любому человеку эмпатии, а «расставить всё по своим местам» — это про то, к чему мы стремимся в конце: хорошее решение, ведущее к внутренней гармонии, способности сделать шаг в жизнь в согласии с судьбой и в соединении с душой.